Москву окутал туман: ночью и утром видимость едва превышала 100 метров, в аэропортах города задержали больше 200 рейсов. Задержки были и в региональных аэропортах, а уже вылетевшие самолёты перенаправляли в Нижний Новгород или Петербург.


Почему при тумане нельзя летать?

Ранним утром видимость в Москве была не больше ста метров — в таких условиях лучше оставаться дома даже водителям. Согласно Федеральным авиационным правилам, рейс можно выполнить, если и на аэродроме взлёта, и на аэродроме посадки погода соответствует хотя бы минимуму по метеорологическим условиям. 

Для каждого аэродрома минимумы устанавливаются отдельно: например, в Шереметьево можно производить посадку, если горизонтальная видимость составляет не менее 125 метров, а вертикальная — 15. Но далеко не все пилоты возьмутся летать по приборам в таких условиях, а для визуального полёта таких условий не всегда достаточно.

Федеральные авиационные правила (ФАП) рекомендуют пилотам ждать, пока погода в обоих аэропортах не станет лучше. А если условия ухудшились, пока самолёт летел — уходить либо в аэропорт вылета, либо на запасной аэродром. Для московских рейсов выбирают Пулково или нижегородское Стригино, некоторые рейсы улетали в Ригу или Киев.


Что делать, если вы уже у выхода на посадку, но никак не улетите

Придётся только ждать: вы точно улетите, но с опозданием. Чем оно больше, тем больше прав вы имеете. Если рейс задержан больше, чем на два часа, вы можете получить питьё. Если больше, чем на четыре часа, вы можете рассчитывать на «горячее питание» — как правило, авиакомпания просто выписывает купон, с которым можно сходить в кафе. Не надейтесь на шведский стол: суммы на этом купоне может хватить только на бутерброд и чай.

При задержке рейса больше, чем на восемь часов днём и на шесть — ночью, вас точно должны отвезти в гостиницу. Согласно ФАП, это всё, на что может рассчитывать пассажир. Так что сначала лучше улететь, а потом уже препираться с авиакомпанией и требовать компенсаций. В случае с европейскими рейсами компенсация точно будет, но при задержке от пяти часов.

С социальной дистанцией в зоне вылета всё может быть очень плохо. Если вы летите внутренним рейсом, в ожидании рейса вы можете сколько угодно раз выходить из чистой зоны и заходить туда. Так точно разрешают делать в московском Домодедово, но при каждом входе придётся проходить досмотр. На международных рейсах вас вряд ли пропустят дальше пограничного контроля — если, конечно, авиакомпания не решит повезти вас в гостиницу. Тогда штамп о выезде просто аннулируют, а на следующий день поставят новый.


Что делать, если вы в самолёте на запасном аэродроме

В первую очередь — сохранять спокойствие. Из самолёта при непродолжительной посадке вас вряд ли выпустят: в нём вы дождётесь улучшения погоды и в течение пары часов прилетите в пункт назначения. Или в аэропорт вылета — зависит от решения экипажа.

Если всё настолько затянулось, и вас просят выйти из самолёта, вам должны дать питание или место в гостинице, а если будет нужно — помочь со штампами и визами. Багаж в таких случаях не выгружают: если решите уехать домой на поезде или другим рейсом, чемодан придётся доставать уже по прибытии.