О самом большом сакральном комплексе в мире, чью руины вдохновили Редьярда Киплинга на написание „Книги джунглей“. 

1. Храмовый комплекс Ангкор-Ват, возведенный в XII веке правителем Ангкорской империи (она же Кхмерская империя или Камбуджадеша) Сурьяварманом II во славу бога Вишну, по настоящий день является самым большим сакральным сооружением в мире. Он занимает площадь 2 км², что более чем в четыре раза превышает территорию Ватикана (0,44 км²). Находится в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап.

2. Ангкор-Ват переводится с кхмерского как „город-храм“, однако имя это было присвоено комплексу уже после заката Ангкора. Изначальное название монумента историкам не известно. Возможно, он был задуман как Varah Vishnu-lok („Местоположение Святого Вишну“).

3. Для возведения Ангкор-Вата потребовалось 37 лет. По некоторым подсчетам, сейчас на его строительство ушло бы не менее столетия. Над комплексом трудились 300 тысяч человек и 6 тысяч слонов. С каменоломней плато Гулен по реке Сиемреап было переправлено 5 миллионов тонн песчаника. По мнению некоторых исследователей, комплекс так и не был до конца достроен из-за смерти правителя и перехода власти. Соответственно, мы его знаем в незавершенном виде.

4. Учеными до сих пор ведутся споры о назначении Ангкор-Вата. Существует мнение, что он планировался не только в качестве культового сооружения, но и как резиденция для Сурьявармана II. Согласно расхожей точке зрения, комплекс так же должен был служить своеобразным мавзолеем для императора. Об этом говорит нетипичная для кхмеров ориентация Ангкор-Вата на запад, ассоциируемая в индуистской культуре со смертью, а так же барельефные изображения, чей сюжет читается против часовой стрелки, что тоже характерно для погребальных традиций.

5. Как и многие кхмерские религиозные постройки, Ангкор-Ват создан по типу „храм-гора“ и воспроизводит модель индуистского космоса. Он окружен стеной, символизирующей горные цепи, омываемые водами океана, в роли которого выступает искусственный ров длиной 3,6 км. и шириной 190 м.

Три разноуровневые террасы Ангкор-Вата придают ему сходство с трехступенчатой пирамидой. Это дань основным стихиям, выделяемым кхмерами: воде, воздуху и земле. На верхней платформе расположены пять лотосообразных башен главного храма. Они олицетворяют пики священной горы Меры, обители богов.

6. Изначально Ангкор-Ват был был окружен внешней стеной, за которой на площади в 0,82 км² находились дворцовые сооружения, складские помещения для храма и, собственно, сам город. Поскольку “нерелигиозные” здания строили из недолговечных материалов, до нас не дошло ничего, кроме контуров некоторых улиц.

7. Практически все вертикальные поверхности комплекса украшены резьбой.

Километры рельефа иллюстрируют сцены из индуистской мифологии, например эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», и истории Ангкора.

Отверстия в некоторых стенах свидетельствуют о том, что их когда-то покрывали бронзовые листы, являвшиеся в XII веке атрибутами роскоши. Вероятно, купола главного храма некогда были золотыми. В последующие столетия украшения, выполненные из драгоценных металлов, стали добычей для воров.

8. В XV веке Ангкор был покинут жителями, и храм перешел в распоряжение диких джунглей. В XVI столетии он был заново открыт португальскими колонистами. Истинный интерес европейцев к Ангкор-Вату проснулся во второй половине XIX века в результате „рекламы“, сделанной французскими исследователями.

Туристическим хайпом Ангкор обязан фильму “Лара Крофт — расхитительница гробниц”, некоторые сцены которого сняты в Та Прохме. На руку сыграло и усыновлние местного ребенка Анджелиной Джоли.

9. С 1992 года Ангкор-Ват находится под защитой ЮНЕСКО и входит в список объектов всемирного наследия. Предшествующие тому годы забвения, гражданской войны и неконтролируемого туризма оставили тяжелый отпечаток. В частности, многие статуи были обезглавлены. Отрубленные части тела ушли на Западе с молотка.

10. Сегодня большая часть восстановительных работ ведется на дотации международных организаций. Лишь 30% средств, вырученных Камбоджей с продаж билетов, возвращается в храм. Считается, что, в случае прекращения восстановительных работ, дикой растительности потребуется всего 3 года, чтобы полностью поглотить комплекс.