Сколько времени нужно на пересадку? Как полетит багаж? И что если самолет опаздывает и я вместе с ним? – на эти и другие вопросы о том, как первый раз без нервов организовать свою стыковку.
Мне предстоит пересадка. Как это обычно выглядит?
Глобально, это такая же пересадка, как с автобуса в Вильнюсе на автобус, скажем, в Берлин. Просто твоя остановка занимает несколько гектаров местности и очень тщательно относится к безопасности. И чем длиннее твой маршрут, тем больше вероятность, что лететь придется с пересадкой.
В самом простом виде пересадка выглядит так. Ты берешь у авиакомпании билет, по которому летишь в точку назначения через транзитный аэропорт. Прилетаешь в транзитный аэропорт и выходишь из самолета не в зону прилета, а на трансфер (просто следуй указателям). Дальше находи свой новый терминал и гейт, повторно проходи security check, по необходимости – паспортный контроль и жди своего следующего рейса.
Как при этом выписывается посадочный талон?
В большинстве случаев регистрируют и выдают посадочные талоны на все перелеты внутри рейса сразу до конечной точки. Не зарегистрировать на все рейсы могут, если пересадка в аэропорту длится дольше 24 часов, если ты летишь с ребенком без места и, конечно, если ты стыкуешь рейсы самостоятельно.
В таких случаях можно либо зарегистрироваться самостоятельно онлайн на сайте авиакомпании, либо зарегистрироваться, как на любой обычный рейс, в аэропорту транзита.
Как полетит мой багаж?
Правила перевозки багажа варьируются в разных авиакомпаниях. В основном, при пересадке внутри одного билета багаж оформляют сразу до конечной точки. Багаж придется переоформлять на пересадке, если ты везешь вещи, подлежащие декларированию, или если в аэропорту транзита нет технической возможности переправить багаж без твоего вмешательства. Придется получить багаж и заново его сдать на трансфере.
Если летишь через Россию в Минск, то придется забирать и перерегистрировать багаж в обязательном порядке. Поскольку границы между нашими странами формально нет, кто-то должен отвечать за то, что ты перевозишь. Российская таможня имеет право его проверить.
Сколько времени нужно на пересадку?
Определить это можно, посмотрев на карту твоего трансферного аэропорта. В маленьких аэропортах с одним терминалом 30-40 минут бывает достаточно.
В случае аэропортов побольше, посадка и вылет могут происходить на разных терминалах. Тогда тебе либо придется пройти подальше, чтобы добраться до своего гейта в другом крыле здания, либо они окажутся так далеко, что без транспорта не обойтись. На этот случай в аэропортах курсируют бесплатные автобусы или электрички. Минимально необходимое время на такую пересадку – 1,5-2 часа.
Если же вокруг города несколько аэропортов, как в Москве (Домодедово, Шереметьево, Внуково, Жуковский) или Париже (Шарль де Голль, Орли и Бове), может оказаться, что тебе нужно сменить не только терминал, но и аэропорт. Сообщение между ними, как правило, хорошо организовано и транспорт ты легко найдешь. Но соответственно, увеличивается время на пересадку. Скажем, если расстояние между аэропортами 100 км, добавляй еще часа полтора, чтобы доехать. Получаем около 4 часов в минимуме для такой пересадки.
Я лечу в Бразилию через Евросоюз. Нужна ли мне виза?
В вопросе нужна ли виза для трансфера больше исключений, чем правил. Например, в большинстве случаев, виза не требуется, если трансфер происходит в пределах одного аэропорта через транзитную зону. Но весь этот порядок обламывается об Австралию, США и Канаду, где тебе понадобится транзитная виза, даже если ты проведешь всего пару часов в трансферной зоне этих стран.
Разобраться с этим вопросом можно только в отдельно взятой ситуации. Смотри билеты и открывай сайт аэропорта – тебе нужно выяснить, будет пересадка в пределах одного аэропорта или нет, есть ли транзитная зона. Когда ты выяснишь детали об аэропорте, гугли что-то вроде visa requirements for transit through ______ (transit visa requirements for ______) и читай визовые требования конкретной страны под конкретно твое гражданство.
Что делать, если в самолете понимаешь, что уже опаздываешь на следующий рейс?
Для начала – не паниковать. Обратись к стюардессе и расскажи о своей проблеме. Они не смогут прямо сразу ради тебя задержать следующий рейс, но будут понимать, сколько пассажиров на их борту пересаживаются. Если вас много, они могут реорганизовать выход из салона. Пассажиров, которые прибыли в конечную точку, просят оставаться на своих местах и выпустить тех, кто опаздывает на пересадку. Так можно выиграть до получаса и успеть добежать до следующего гейта. Если ты такой один, то тебя могут пересадить поближе к выходу. Вообще, сообщай об этом экипажу, на security check, служащим аэропорта – все они могут связаться по рации со служащими на следующих этапах пересадки и повысить твои шансы успеть.
Как только ты понял(а), что опаздываешь, и сообщил(а) об этом бортпроводнику, начинай собирать в ручную кладь наушники, книгу и любые другие свои вещи, чтобы не делать этого, торопясь на выход. Убедись, что посадочный талон и паспорт при тебе в легкодоступном месте, чтобы не тратить время на его поиск и извлечение на таможенном контроле или следующей регистрации.
Даже в трансферной зоне нужно повторно проходить службы безопасности. Поэтому сразу сними кольца, убери ключи из карманов, смартфон устрой в сумке, чтобы тебе не пришлось копошиться с этим на досмотре.
Если ты опаздываешь, очередь на security check можно проскочить. В аэропортах знают об опаздывающих рейсах, на трансферах и пунктах досмотра при повышенной нагрузке дежурят служащие, контролирующие очереди. Подойди к нему (ней), скажи, что ты опаздываешь на пересадку и тебя пропустят в начало очереди. Если служащего нет, спокойно объясни окружающим, что ты опаздываешь: все мы люди, скорее всего тебя пропустят. В худшем случае вас там таких окажется много, но это уже транспортный коллапс и совсем другая история.
Смотри на знаки, указывающие направления в трансферную зону и беги искать свой следующий гейт. К слову, если бежать по травелаторам – это сильно ускоряет процесс.
Мне никак нельзя опаздывать. Как быть?
Единственный надежный способ – запланировать прибытие за день-два до нужной даты. Если все-таки заранее никак, выбирай перевозчиков с солидной репутацией и большим пулом партнеров – в чем больший альянс входит авиакомпания, тем больше партнеров, на чьи рейсы тебя могут пересадить, а значит, больше вероятность улететь быстрее.
Например, у Аэрофлота в альянсе Skyteam 20 партнеров, многие из них – азиатские, значит, при полете в этом направлении у тебя неплохие шансы пересесть на другой рейс. У европейской Lufthansa, например, в партнерах в Star Alliance 28 авиакомпаний, чья маршрутная сеть покрывает главные города Европы и Америки, а также захватывает Азию. А если ты панируешь перемещаться в тихоокеанском регионе, тебя могут заинтересовать локальные компании из Value Alliance, у которых там маршрутная сеть построена лучше всего.
Что такое Stopover и Layover? Что с ними делать?
В общей сложности эти два слова описывают стыковки разной длительности в транзитных аэропортах.
Лэйовер – короткая стыковка до 24 часов, в транзитном аэропорту ты проведешь меньше суток. Часто layover в терминологии используют взаимозаменяемо с пересадкой (connection).
Стоповер – это стыковка в транзитном аэропорту длительностью больше 24 часов.
Это время можно провести с пользой. Представим, что ты летишь в США с пересадкой в Стамбуле и не особенно торопишься. В таком случае из предложенных вариантов можно выбирать перелет подлиннее (они, как правило, еще и дешевле), а время ожидания следующего рейса провести не под табло в ожидании рейса, а гуляя у Айя-Софии. Некоторые компании даже дают ночь в отеле или флеш-туры по городу. Так получится и сэкономить, и город посмотреть.
Коротко о главном:
- Изучи аэропорт. Узнай, как далеко друг от друга терминалы аэропорта, есть ли транзитная зона, понадобится ли тебе виза.
- Убедись, что времени на пересадку хватит. Исходи из того, что меньше 1,5 часов на пересадку – это уже очень плотно.
- Теперь можешь нажимать кнопку «Купить билеты». Серьезно, не стоит брать билеты с заведомо слишком короткой стыковкой, если ты не уверен(а), что сможешь быстро добраться в соседний терминал или аэропорт. Впрочем, из этого иногда получается неплохое приключение.
- Стыковать билеты вручную можно. Но на свой страх и риск Если ты покупаешь один перелет с несколькими билетами внутри, за твое прибытие вовремя отвечает авиакомпания. Если ты берешь два разных билета и планируешь стыковку самостоятельно – ты отвечаешь сам(а). Поэтому проверяй.
- Дважды проверяй, если в стыковке участвует лоукостер. У этого сегмента авиакомпаний стыковочных рейсов нет, поэтому опоздание по их вине придется компенсировать из своего кармана.
- Видишь, что опаздываешь – не паникуй. Вместо этого сообщай всем служащим (экипажу, пограничникам, сотрудникам аэропорта) о проблеме. Они могут передать по рации информацию о тебе, что повышает шансы успеть.
- Проводи стоповер с пользой. Расслабься и не дежурь под табло в аэропорту, когда все штатно, а до твоего вылета еще полсуток. Проведи это время с пользой: посмотри новый город или просто зависни в лаунже с компом и поработай.